Скорочтение. Причины медленного чтения: артикуляция, регрессия, малое поле зрения. Почему дети медленно читают? Проверка новой скорости

Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Эта статья - выдержка сведений из того семинара и личный опыт ускорения чтения.

Итак, «Проект PX» - это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Он проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.

Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас в связи с особенностями языка - от 120 до 180. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.

Всё, что нужно, - это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.

Подготовка

Для нашего эксперимента вам понадобится:

  • книга объёмом не менее 200 страниц;
  • ручка или карандаш;
  • таймер.

Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).

На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.

Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, которые помогут увеличить скорость чтения.

1. Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста

Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.

Каждая остановка глаз на тексте длится от ¼ до ½ секунды.

Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии:

Ну как, чувствуете?

2. Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту

Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.

В среднем на сознательные и бессознательные возвраты уходит до 30% времени.

3. Улучшайте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку

Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.

4. Тренируйте навыки по отдельности

Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.

Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.

Упражнения

1. Определение начальной скорости чтения

Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках: 40: 5 = 8 - в среднем восемь слов в строчке.

И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 × 8 = 312.

Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.

Сколько получилось? У меня чуть больше страницы - 328 слов.

2. Ориентир и скорость

Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса. В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец.

Техника (2 минуты)

Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.


Ведём кончиком карандаша по строчкам

Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания, ведь это упражнение на развитие скорости.

Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.

Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.

С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь при помощи ручки или карандаша, кажется, что зрение опережает карандаш и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредотачивается по странице, будто фокус отпустили и он начал плавать по всему листу.

Скорость (3 минуты)

Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше половины секунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).

Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из прочитанного, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.

За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении - не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.

Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.

3. Расширение области восприятия

Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.

Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.

Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а человек теряет от 25 до 50% времени.

Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.


Вот пример. Прочитайте это предложение:

Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.

Техника (1 минута)

Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее: начинайте с первого слова строчки и заканчивайте последним. То есть пока никакого расширения области восприятия - просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.

Техника (1 минута)

Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.

Скорость (3 минуты)

Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).

Если вы не поймёте ничего из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о понимании. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.

4. Проверка новой скорости

Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту - в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.

Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.

Если вы попробовали эту методику прямо сейчас, делитесь успехами в комментариях. Сколько слов в минуту получилось до и после?

2. Причины, тормозящие процесс чтения. Что такое быстрое чтение? - страница №1/2


1.Введение.

2.Причины, тормозящие процесс чтения.

3.Что такое быстрое чтение?

3.1.Формы чтения.

4.Этапы формирования техники чтения в начальной школе:

4.1. Формирование техники чтения на начальном этапе;

4.2. Развитие кратковременной памяти;

4.3. Совершенствование внимания, упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям;

4.4. Упражнения, развивающие оперативное поле;

4.5. Упражнения, вырабатывающие гибкость и скорость чтения вслух и молча;

4.6. Упражнения на антиципацию;

4.7. Этап отключения «слуховых», «звуковых» аппаратов у учащихся во время чтения;

4.8. Формирование динамического чтения.

5. Упражнения, игровые моменты, которые использую на уроках чтения.

6. Зрительные диктанты.

7. Заключение.

8. Использованная литература

1.Введение.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, к школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.

В настоящее время наблюдается у школьников снижение интереса к получению знаний, большинства характерно нежелание учиться. Это объясняется разными причинами, общественными, социальными, экономическими.

Как показывают исследования ученых, из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим является темп чтения. Дети, читающие со скоростью 150 слов в минуту, учатся на «5», 120 слов- на «4», 90 слов – на «3». Те, кто читает медленнее, вообще не в состоянии учиться в школе.

Не этим ли объясняется тот факт, что качественная успеваемость резко снижается сразу при переходе из начального в среднее звено? При появлении новых предметов возрастает объём читаемого материала. При чтении 90 слов в минуту (а это норма для выпускника 3 класса) учащиеся в 5 классе должны готовиться ежедневно к урокам 8-9 часов. Для многих это непосильный труд. Чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить её по возможности до динамического чтения.

В зависимости от того, как развита техника чтения, всех читателей можно разделить на 3 типа.

Первый тип – читающие ушами- видят, проговаривают и слушают себя при чтении. Это самый медленный темп чтения. В начальной школе именно такой тип читателя преобладает. Причем учителя специально используют приемы, которые направлены на шепотливость при чтении учащихся. Как показали данные психологов, такие упражнения в тренировке техники чтения только тормозят данному процессу. Максимальная скорость такого типа читателя – 90-100 слов в минуту.

Второй тип – читающие глазами- это те, кто читает без проговаривания, скорость их чтения достигает 600 слов в минуту.

Третий тип – читающие носом, нюхом, умом, они как будто угадывают основное содержание текста, воспринимают его целыми блоками, это сверхбыстрый метод чтения - от 1000 до 10000 слов в минуту. Такое чтение называют динамическим. Это чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений, блоков.

Процесс чтения напоминает рассматривание картины, пейзажа, слова воспринимаются как образы, символы. При этом текст запоминается с одного прочтения лучше. Практика показывает, что уже в 3 классе можно обучать детей динамическому чтению. Чтобы научить учащихся владеть методом быстрого чтения, важно знать причины медленного чтения.

2. Основные причины, тормозящие процесс чтения.

Психологи выделяют следующие причины, тормозящие процесс чтения.

1 Малое поле зрения при чтении. При медленном чтении глаз читающего останавливается на каждом слове, а начинающий читать ребенок видит 1-2 буквы в слове. Увеличение скорости чтения основано на охватывании сразу нескольких слов движением глаз. Дети читают быстрее, так как глаз останавливается реже, лучше понимают, потому что для осознания читающего сразу доходят целые смысловые понятия, а не отдельные слова, которые надо ещё соединять друг с другом.

2 Регрессия глаз, то есть непроизвольные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям. Этот недостаток самый распространённый у детей, он резко снижает скорость чтения.

3 Артикуляция при чтении. Привычка проговаривать слова формируется в детстве, когда ребенок учится читать, впоследствии она остается навсегда. Жужжание, шепотливость, проговаривание замедляют темп чтения, от этого вида чтения надо учить детей освобождаться, так как это будет преградой: ученик не сможет не сразу схватить несколько слов, если при прочтении каждого из них двигаются его голосовые связки.

4 Отсутствие гибкой стратегии чтения. Ведь та или иная скорость подчиняется прежде всего целям, задачам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ до автоматизма и определяет способность быстро читать.

5.Отсутствие внимания при чтении. Многочисленные наблюдения показали, что медленное чтение – чтение неряшливое, невнимательное, так как внимание у читающего переключается на посторонние мысли и предметы, интерес к чтению снижается, смысл прочитанного не доходит до сознания. Умение управлять своим вниманием – важнейшее свойство, которое тренируется в процессе освоения техники быстрого чтения. Люди читают сотни веков, но только в наше время со всей остротой встала проблема повышения скорости чтения. В чем причина? В условиях современного информационного кризиса, возникшего из-за избытка информации, чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выбирать лишь существенно новое, составляющее основу знаний, чтобы, используя инструмент мышления, закладывать в нашу память основы нового знания.

3. Что такое быстрое чтение?

Быстрое чтение - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами.

Быстрое чтение – не поверхностное чтение «по диагонали» и не чтение кое-как, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, приводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания.

Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению требует не только решения задач управления анализаторами: речевыми, слуховыми, зрительными, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т е операций извлечения и обработки достаточной и необходимой для читателя информации, заложенной в тексте его автором.

Именно потому быстрое чтение обеспечивает высокое качество усвоения прочитанного, нежели чтение медленное.

В освоении техники быстрого чтения весьма важным является понятие навыка. Что такое навык? Психология определяет навык как автоматизированные действия, выполняемые как бы без всяких усилий. Человек уже с детства формирует у себя систему навыков. Навык, будучи сформирован и закреплен однажды, действует всю жизнь.

Навык чтения, как и любой другой, проходит длительное развитие: вначале ребенок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласную букву, далее, осваивает чтение сочетаниями слов. Важно при обучении грамоте дать ученику ориентиры чтения, чтобы он как можно раньше овладел чтением целыми словами.

Русское письмо звуко-буквенное, читающий оперирует в процессе чтения звуками. Поэтому исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка. Это поможет предотвратить разъединение процесса восприятия и узнавания слов, которые мешают ребенку овладеть речью

3.1.Формы чтения.

Существует две формы чтения:

Чтение вслух – предназначено для слушателей. Это четкое, внятное чтение целыми словами, безошибочное и достаточно выразительное Чтобы ребенок овладел всеми речевыми секретами и нормами русского языка, учитель должен совершенствовать эту форму чтения, особенно на начальном этапе – при обучении грамоте. Чтение вслух обеспечивает обогащение словарного запаса детей, способствует орфоэпической грамотности, формирует интонацию строй речи. Учитель должен помнить, что максимальная скорость чтения вслух – это темп разговорной речи, т е 120-150 слов в минуту.

Дети в начальной школе читают медленно, так как недостаточно развит артикуляционный аппарат, учащиеся не выговаривают некоторые звуки, шепелявят. На скорость чтения также влияет владение детьми мыслительными операциями,: анализ, сравнение, обобщение, выделение главного.

Чтение «про себя» - это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Это наиболее скоростная форма чтения, так как она предназначена для себя, и не требует большой мыслительной работы. Учителю необходимо особое внимание уделять этой форме чтения во 2-3 классе.

При чтении «про себя» психофизиологический механизм упрощается, так как процесс переработки информации замыкается на читающем, а процесс выдачи её отсутствует.

Самое слабое звено – это начальные классы. Уже в 4 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения способствует её освоению.

Существует 3 точки зрения на необходимую скорость чтения учащихся в конце начального обучения. Первая точка зрения говорит о том, что скорость чтения к концу третьего класса должна составлять 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит Ложкаревой Н А. Её рекомендация: к концу третьего класса желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту. Третья точка зрения принадлежит Сухомлинскому В А. Он пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это в темпе 150-3000 слов в минуту.

4. Этапы формирования техники чтения в начальной школе

С учётом условий, обеспечивающих процесс чтения, и психологических особенностей детей школьного возраста можно выделить восемь этапов формирования техники чтения в начальной школе.

Поэтапная отработка формирования беглого и динамического чтения.




этап

класс

форма чтения

макс скорость чтения

1

Начальный этап

1кл (1 полуг)

Вслух -90 %, шепот -10%

60-100 слов в минуту

2

Этап развития кратковрем памяти

1 кл (2 полуг)

Вслух -70%, «про себя» - 30%

150 слов в минуту

3

Этап совершенствования внимания

1 кл (4 четв), 2 кл (2 четв)



300 слов в минуту

4

Этап разв угла зрения

2 кл (1 полуг)

Вслух – 50%, «про себя» - 50%

300 слов в минуту

5

Этап –переход на чтение «про себя»

2 кл (2 полуг)

Вслух – 50%, «про себя» - 50%

300 слов в минуту

6

Этап развития умения антиципации памяти

2 кл (2 полуг)

Вслух – 50%, «про себя» - 50%

300 слов в минуту

7

Этап отключения слуховых, звуковых аппаратов

2 кл (4 четв)

Вслух – 20%, «про себя» - 80%

600 слов в минуту

8

Этап формирования динамического чтения

3 класс

Вслух – 10%, «про себя» - 90%

1000-4500 слов в минуту

4.1.Формирование техники чтения на начальном этапе.

Начальный этап приходится на период обучения грамоте. Это самый важный этап в совершенствовании техники чтения, так как основные учебные умения и навыки.

Основная цель – обеспечить быстрый переход от смыслового чтения на чтение целыми словами словосочетаниями.

Чтобы дети овладели процессом чтения целых слов необходимо учителю решать следующие задачи:


  • развитие фонематического слуха

  • подготовка артикуляционного аппарата

  • упражнения для развития пальцев

  • ориентиры детям в чтении целыми словами

  • упражнения на совершенствование чтения целыми словами.
Комплекс упражнений для развития фонематического слуха.

Исходным принципом этих упражнений является знакомство учащихся со звуками. При комплексной работе по развитию фонематического слуха дети быстро переходят к слитному чтению целыми словами.

1 . Интонированное произнесение слова , т е последовательное выделение каждого звука для его характеристики: п-п-п-п – парта; па-а-а-арта; парт-т-т-та; парт-а-а-а;Графическая модель слова ПАРТА


?

?

?

?

?

2 . Игры – звукоподражания:

Ты слушал, как жужжат пчёлы?Попробуй пожужжать так: ЖЖЖЖЖ.

А теперь давай поговорим на пчелином языке, будто мы пчёлки.Вот так:

Давай дружжжжить!

Где ты пожжжживаешь?

Я жжжживу в этом жжжжилище.

3. Чтение стихов (Э. Мошковский «Ночные стихи»)

Вот приШел бесШумно Шорох,

Новостей принес он ворох.

И все Шорохи слетелись,

И приШел бесШумно Шелест;

Шевельнул рукою Шелест,

И все Шелести слетелись.

И соШлись со всего света,

И ШуШукались до света

За Широкой наШей Шторой.

И Шептал им что-то Шорох,

Что-то страШное, чудное

Что-то тайное, ночное

РазоШёлся, расШептался.

А под утро распрощался.

Шорох выШел, Шелест выШел,

И Шагов никто не слыШал.

5. Игра «Магазин»

На прилавке разнообразные предметы.

Что выбрал?

За ложку надо заплатить первым звуком этого слова.

Чтобы лечить больного, доктор выписал ему 10 слов на (ррр)

Какая болезнь у больного?

Что продают в булочной?

- …леб.


- Какой предмет у меня в кармане?

- …асы.


8. «От бочки до точки»

Повстречалась бочка с почкой ми говорит:

Ой, как мы похожи. Только первые звуки у нас разные.

Какие слова получатся, если первый звук в слове БОЧКА заменить на звук [д],[к], [н], [м], [т]?

9. Назови слова, в которых есть данный звук.

Назови смлова о зиме. (звук И) - зИма, санИ, снеговИк….

Какие игрушки подаришь другу? (звук У) – кУкла, кУбики, гУсь, петУшок….

10. Какой звук заблудился?

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!

11. Назови слова, в которых было бы столько звуков, сколько в слове ЖУК.

12. Назови, на каком этаже живет слово МАК.



Какое ещё слово может жить на этом этаже?

13. Найди картинку к схеме.

ХХХ Х – слабый хлопок – безударный слог; Х – сильный хлопок – ударный слог.


  • Прохлопай слово

  • Запиши хлопками схему слова

  • Угадай, какое слово задумано: ХХХ
Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата

  1. Речевая разминка (2-3 мин)

  • «забей гол» - рот закрыт, губы без движения, язык кончиком задевает щеки

  • «почисти зубки» - кончиком языка при закрытом рте чистим зубы

  • «часики»- высунуть острый язык, прижать его зубами и двигать слева направо, чтобы зубы терли серединку языка.

  • «задуй свечку»- щеки д/ б втянуты. Покусывание высунутого языка.

  • «блинчики» - быстрое покусывание языка с одновременным произнесением

  • «пироги»- покусывание свернутого в трубочку языка

  • «гармошка»- язык прижат к небу, а рот открывать и закрывать

  • «гриб»- язык присосать к небу и широко открыть рот

  • «лошадка»- цокание

  • «пулемет»- указ пальцем бить по сомкнутым губам. Сделать О и сразу в широкую улыбку И

  • «дворник»- вытянутым языком облизать верхнюю и нижнюю губы

  • «качели»- водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, затем вперед-назад.
Каждый урок проводить 1-2 упражнения, одно и то же упражнение можно отрабатывать в течение учебной недели.

Каждая речевая зарядка заканчивается работой над скороговоркой. Скороговоркой можно исправить заикание, картавость, шепелявость, гнусавость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса.

Методика работы над скороговоркой. Скороговорка детьми произносится сначала медленно, при этом выделяется определенный скороговоркой звук. Затем произносится в среднем темпе, с четким выделением звука, затем быстро, но звук должен слышаться отчётливо, форма слов д/б сохранена. Полезно при быстром темпе брать в рот ручку или карандаш и произносить как можно четче, быстрее и громче данную скороговорку.

Скороговорки полезно применять на каждом этапе формирования навыка чтения.

Упражнения для развития пальцев рук.


  1. Поставить руки на парту, вращать кисти рук в разные направления.

  2. Сложить ладони и разводить пальцы рук

  3. Сомкнуть пальцы, вращать большие пальцы один вокруг другого

  4. Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.

  5. С силой сжимать по очереди пальцем левой и правой руки в кулак

  6. По очереди вращать в разные стороны пальцы рук

  7. Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак: темп упражнения постепенно увеличивать до максимального, потом вновь снижается

  8. Постукивая согнутыми пальцами по парте, вначале совместное, в дальнейшем каждым пальцем в отдельности – играем на пианино.

  9. Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, кисть одной руки размять пальцами другой.
Ориентиры в чтении слогов и слов.

С первых уроков обучения грамоте дети получают установку на чтение слов слогами. Основное место занимает слогослияние. Ориентиром в чтении слогослияния является гласная буква. Сначала в слоге надо узнать гласную букву, но не называть её, затем узнать согласную и прочитать её вместе с гласной: НО, НА, НИ, НЫ, НУ, НЕ


  1. Гласная буква – ориентир в чтении (произношении) твердого или мягкого согласного звука.
А, О, У,Ы,Э –обозначают в слиянии твердость предшествующего согласного

Я,Е,И,Ю,Ё –обозначают в слиянии мягкость предшествующего согласного.

ЛУК-ЛЮК, МАЛ-МЯЛ, БЫЛ-БИЛ.


  1. Если слог или слово начинается с гласной буквы, для прочтения достаточно опознать и назвать гласную букву - ЛИСТ, УТКА, ОСЫ, ИВЫ

  2. Согласный вне слияния в начале слова, в середине, в конце произносится как твердый согласный звук - КРОТ, ПАРТА, МАК

  3. Если после согласной буквы стоит Ь, надо звук произнести мягко -СОЛЬ, МОЛЬ, КОНЬ, ЛОСЬ.

  4. Если после согласной – согласная буква, то смотри на последующую букву и учись произносить несколько звуков за 1 порцию выдыхаемого звука –ЛИСТ, КУСТ, КОНКУРС, ТРАКТОР.

  5. Ъ и Ь перед гласными указывают, что на их месте надо произнести слияние, первый звук, в котором (j), предшествующий согласный звук произносится мягко:
ВЬЮГА,СЪЕЛ,ПЬЮ.

Упражнения на совершенствование в чтении целыми словами.

1 . Чтение слов и слогов, составленных из разрезной азбуки

2 . Чтение слоговых пирамидок


3. Рассыпанные буквы (учитель называет буквы, ученики составляют слово)

Т, О, С, И, Р, К

ТРОС, ТРОСТИК, РИС, РОТ, РОСТ

4. Волшебный домик.

Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в домике.

5. Чтение слов с наращиванием

РО РА РУ

КРО БРА ТРУ

КРОТ БРАТ ТРУД

6. Чтение карточек типа

ПОНИ СОСНА

ПИОН НАСОС

КИНО НАВЕС

КОНИ ВЕСНА

7. Печатание слоговых таблиц

КО МА /СЛО

НИ РА ВО
НА ТА ДА

8. Чтение за диктором

Читает учитель или сильный ученик, диктор при чтении немного опережает слабых учащихся

9. Чтение в группах или парах

Дети читают хором текст, задача слабых – не отставать от сильных, задача сильных – читать быстрее и выразительнее.

10. Многократное чтение

11.Параллельно с работой по формированию беглого чтения на уроках необходимо проводить ежедневные упражнения и на уроках русского языка. При обучении письму необходимо с первых занятий обучать скоростному письму: безотрывное письмо узоров из элементов букв:


  • безотрывное письмо слогов на слух: со, су, по

  • безотрывное письмо слов на слух с замером скорости

  • писать как можно быстрее и красивее

  • письмо на слух предложений, состоящих из 2-3 слов.
4.2. Развитие кратковременной памяти

Кратко временная память характеризуется ограниченным временным хранением информации(до 30 секунд). Сохранение 2-3 слов в течение короткого времени делает возможным установление смысловой связи между ними. Развитие кратковременной памяти обеспечивает возможность быстро слить воедино несколько слов, предложений в единую информацию, что дает высокий процент запоминания читаемого материала при высоком темпе чтения.



  1. Списывание текста

  2. Диктант по памяти

  3. Игры на развитие кратковременной памяти
а) Игра «Разведчики»

(на столе учитель раскладывает 20 мелких предметов, которые накрываются листом бумаги. На короткое время лист убирается, дети могут смотреть, перечислять предметы, потрогать их руками. После этого лист закрывает снова предметы, а дети по памяти перечисляют их)

б) Игра «Фотограф»

(в течение нескольких секунд зафиксировать человека, картинку, комнату и т д, а затем словесно описать, как можно с большими подробностями)

в) Игра «Вспомни»

(класс делится на 2 группы. Учитель указывает на ученика, тот должен вспомнить название горы, реки, правило, песню. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных баллов)

г) Игра «Кто самый внимательный?»

(учитель на 1 секунду показывает карточку со словом, дети должны за это время успеть прочесть слово)

д) Игра «Сыщик»

(В классе на заметных местах раскладывают спичку, карандаш и т д. После этого в комнату приглашаются ученики, они молча осматривают её, записывая в тетради названия предметов, которые появились в классе).


    1. Совершенствование внимания.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

Чтение слов и словосочетаний типа: вода, водный; бельё, белый; родина, родной.

Чтение слов типа: чистота-частота, девушка- дедушка, белка- булка

Чтение слов с одинаковыми корнями, но разными частями речи: зеленый – зелень, бодрый- ободрился.

При индивидуальном чтении можно использовать приём взаимопроверки. С помощью карточек можно давать для восприятия слова на время, чтобы учащиеся могли различить основные элементы слов и воссоздать их по памяти. Эти упражнения можно выполнять на всех уроках.


    1. Упражнения, развивающие оперативное поле.
Оперативное поле – широкое поле одновременного восприятия, но не поле видения – видит ребенок достаточно широко, целиком страницу, но одновременно за одну фиксацию его взгляд не воспринимает её содержание. Начинать надо с гимнастики для глаз.

Гимнастика для глаз:

1 .Откинуться на спинку стула. Сделать глубокий вдох. Наклониться вперед к краю парты – выдох. (5-6 раз)

2 Откинуться на спинку стула, прикрыть веки, зажмурить глаза, открыть глаза (5-6 раз)

3 Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево. Посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (5-6 раз)

4 Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговое движение против часовой стрелки. (5-6 раз)

5 Закрыть веки. В течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений. Начинать с чтения слова, состоящего из одного слога, затем из двух, затем из трех, потом подключать 2 слова, постепенно доводить восприятие до 10-12 слов.

ПЕСНЮ
ЗАПЕЛ


В ЛАЗУРИ
ЖАВОРОНОК
ПОЕТ ГОЛОСИСТО
ЛЕС ЗАРДЕЛ
Убыстрение темпа. Убыстрение доводится постепенно до темпа скороговорки.

Переход на незнакомый текст. Суть упражнений состоит в том, что после многократного прочтения текста с постепенным убыстрением темпа, ученику предлагается читать следующую часть текста в повышенном темпе.

Чтение с отрывом взгляда от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению. При этом ученик должен «схватить» глазами следующее слово или группу слов.

Пересказ с опорой на текст. После многократного чтения ученик пересказывает его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается поглядывать в учебник.

4.5. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

1. «Губы»

Цель: для чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного проговаривания при чтении.

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников (80-160 слов в минуту). Дети читают этот же текст «про себя», стараясь поспеть за учителем.

3.»Молния»


4.6.Упражнения на антиципацию (на умение угадывать последующий текст)
1. «Угадай»

а ) раздаются карточки с предложениями, в которых нет окончания отдельных слов

Мы с папой сегод.. по.. в ки…


б) предлагается на карточках текст с пронумерованными предложениями, отдельные слова лишены окончаний, пропущенные буквы помещаются на обороте карточки
в) антиципация скороговорок:

сделал дело…

тише едешь…

дал слово…

лучше поздно…

без труда не выловишь..


г) антиципация частей предложения

предлагается прикрыть листом первую половину страницы. Дети читают устойчивые сочетания на левой стороне, добавляя к ним возможные варианты окончаний.

Он сам во всем виновен

Дверь была открыта, закрыта

Солнце уже взошло, зашло

Весь день шёл снег, дождь

Ветер гнул деревья
д ) «Юный поэт» . Ученики получают рифмы для 2-х или 4-х строчек стихотворения. Используя рифмы, каждый ученик пишет свои варианты.…..снежок …. тетрадки …мороз

…..лужок …….в порядке …..абрикос

2. Чтение с линейкой

Вариант 1. Непрозрачной линейкой быстро то открывается, то закрывается читаемая строка

Вариант 2 . Закрывается линейкой слово, которое должен читать ученик в следующий момент

Вариант 3 . Закрывается вся правая часть страницы, ученик читает текст, предугадывая его содержание.

3. Таблица Шульте

Работа рассчитана на25-30 секунд. За это время ученик должен прочитать про себя цифры по прядку 1,2,3,4,5… -указывая на них карандашом.


15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3

4.Упражнения на антиципацию слов на основе входящих в их состав согласных Восстановить возможные слова на основе заданных таблицей комбинаций согласных. Соответствующие гласные и Ь учащиеся добавляют произвольно. Например, Ц –цель, целый, с-л – сало, соль, осел, сила. Таблица представляет собой квадрат 15*15, разделенный на 225 клеток.

С

В

Б

Г

Р

Г

Л

Г

М

Л

Б

Х

Р

Х

Д

Т

Р

С

Р

В

Л

П

Р

З

Н

Р

Д

М

Р

К

К

З

Н

Д

Н

З

Л

Т

М

Т

Г

Л

Б

К

И

Н

Г

Д

З

Б

Н

С

К

Л

П

Р

Т

Г

З

Б

П

Ж

Р

В

Р

Г

Д

Р

Ж

Р

Ж

С

Ф

Л

М

Ж

Л

З

Л

Г

Л

К

С

Д

М

Т

З

Д

К

Ж

К

Б

Т

Н

С

П

С

К

Р

Д

Л

Б

Р

Б

Л

Ш

К

С

Л

Ж

Л

Д

Н

Ш

Г

З

Т

Н

Ж

Р

Н

М

Р

З

М

Т

М

Б

К

П

В

Р

С

П

Т

П

Н

В

Н

Т

Л

М

К

Л

Г

Р

М

Т

Р

С

З

В

Д

Л

П

Щ

К

В

Щ

Л

З

Р

Ж

Б

Р

Ц

Р

Т

М

С

Г

Т

Н

К

Р

Л

Д

К

Р

Т

П

С

П

Л

Б

З

М

Ф

Л

Т

З

Р

Л

Ч

С

Б

Р

З

М

Ж

В

Т

Р

Т

М

Н

С

П

Р

К
А Б В

Работа в парах. Обучаемый найдя заданную партнером согласную, комбинируете с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные.

4.7. Отключения «слуховых», «звуковых» аппаратов у учащихся во время чтения.

Чтобы загрузить учащихся посторонней работой, отключить слуховой и звуковой аппарат при чтении можно использовать упражнения чтения со счетом слов, которое выполняется следующим образом.

1) Перед выполнением упражнения детям рассказывается, что словом является любая часть речи, обязательно на каком-то тексте учитель должен показать, как это делается.

2) При чтении и счете слов необходимо плотно сжать губы и зубы. Для контроля сжатия зубов и губ в первое время дети должны прижимать к губам указательный палец левой руки в течение всего чтения со счетом слов.

3) На всех уроках кроме первого, ввести элемент игры-соревнования на скорость чтения, с одновременным счетом слов.

4) Перед выполнением задания каждый раз нужна психологическая подготовка

Приготовьтесь! (10-15 сек)

Внимание! (3-5 сек)

5) Для того чтобы дети сознательно читали текст, необходимо перед чтением задать контрольный вопрос, который лучше записать на доске.

После чтения для контроля можно задать 1-2 дополнительных вопроса.

6)Текст должен быть незнакомый. . Для фиксации результатов необходимо вести специальную тетрадь.

7)Время проведения – ежедневно 3-5 минут. Дети приучаются читать словами.. При выполнении упражнения можно повесить памятку.

Памятка.

1.Плотно сожми губы и зубы

2 Читай только словами

3 Читай как можно быстрее, считая про себя слова текста.

4 Ответь,сколько слов в тексте

5 Ответь на вопросы к тексту


4.8. Формирование динамического чтения

Чтение блоками. (Упражнения)

1»Спринт»

Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя текст, плотно сжимая зубы и губы. Упражнение выполняется ежедневно 2-3 минуты, затем время сокращается до 1 минуты. Учитель задает вопросы по прочитанному.

Памятка для чтения «Спринт».


  1. Плотно сожми зубы и губы

  2. Читай только глазами

  3. Читай как можно быстрее

  4. Ответь на вопросы.
2 «Разведка»

Чтение – разведка отмечает следующее:


  1. Использовать метроном

  2. В поисках ответов на вопросы, ученик вертикальным движением глаз просматривает каждую строчку за один удар метронома, т е взгляд ученика должен спускаться по строчкам, как по ступенькам. Пальцы должны двигаться по полям, за краями строчек.

  3. В этом упражнении можно использовать в начале подсчёт строчек. Учащихся нацелить, что главное – понять смысл текста.
Памятка для чтения «Разведчик».

  1. Плотно сожми зубы и губы

  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.

  3. За один удар метронома читай всю страницу.

  4. За время чтения найди ответы на вопросы.
Поэтапная отработка навыка беглого чтения.

вид упражнений

этапы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Упражнение на развитие фонематическ слуха

*

*

2

Упражнение на развитие артикуляц аппарата

*

*

3

Упражнение на развитие пальцев

*

*

4

Чтение за диктором

*

*

5

Чтение в парах

*

*

6

Многократное чтение с послед убыстрением

*

*

7

Зрительные и слуховые диктанты

*

*

*

8

Упражнения на скорость письма

*

*

*

*

*

*

*

*

9

Письмо по памяти

*

*

*

*

*

*

*

*

10

Игры на развитие памяти

*

*

*

*

*

*

*

*

11

Скороговорки

*

*

*

*

*

*

*

*

12

Упражнение на совершенствование внимания

*

13

Упражнение на развитие угла зрения

*

14

Убыстрение чтения с переходом на незнак текст

*

*

*

*

15

Упражнение на переход чтения «про себя»

*

16

Упражнение на развитие умения антиципации

*

17

Упражнение со счетом слов

*

18

Упражнение «Спринт»

*

19

Упражнение «Разведка»

*

20

Упражнение с часами

*

В своей работе для развития фонематического и артикуляции я использую пословицы, поговорки, скороговорки.

На уроках чтения обязательно провожу работу над трудными словами и сочетаниями слов. Использую хоровое чтение.

После чтения и разбора текста провожу работу по обучению словесному рисованию. Использую алгоритмы.


следующая страница >>

Без книги в мире ночь и ум

людской убог,
Без книги,как стада,
бессмыслены народы.
В ней добродетель, долг, в ней
мощь и соль природы,
В ней будущность твоя
и верных благ залог.

Виктор Гюго

Доброе утро, дорогие друзья!

Сегодня мы продолжаем разговор о книгах и медленном чтении. Прежде всего мне хотелось бы уточнить, что правила носят исключительно рекомендательный характер, однако к ним обращаются лекторы и преподаватели литературы ведущих университетов мира и это не случайно. Не нужно воспринимать их как попытку ограничить свободу воображения. Наоборот, они помогают ему обрести крылья и раскрыть себя как книгу, которую вы читаете. Смысл правил медленного чтения не в том, чтобы показать читателю, что так нужно читать всегда и это единственный верный способ. Задача их в том, чтобы показать как может расшириться читательский опыт, какие сокровища можно обнаружить, начав читать медленно и терпеливо. Это также учит тому, чтобы двигаться мелкими шагами, не пытаясь узнать и получить всё сразу. Этот навык мы приобретаем и тренируем при медленном чтении и он же сослужит нам добрую службу и в других областях жизни - в общении, в работе, в спорте и в приобретении полезных привычек.

Итак, первое и самое важное правило, за которым следуют все остальные - Проявляйте терпение.


Под терпением автор подразумевает очень многое. Мы должны проявить терпение в том случае, когда охвачены сложностями книги . Мы должны позволить себе быть растерянными и сбитыми с толку для того, чтобы методом проб и ошибок понять как задать книге правильный вопрос. Мы должны проявить терпение и вложить время и усилия, необходимые для глубокого вдумчивого чтения.

Любой проект, который чего-то стоит, всегда начинается с неопределённости, и чтение не является исключением. Каждый читатель помнит с чего всё начиналось, когда мы только учились складывать буквы алфавита. Но со временем этот процесс превращается в радость - мы начинаем узнавать слова и их значения. Так, ещё в самом детстве мы получаем необходимый опыт - мы продолжаем предпринимать множество попыток, отказываясь увязнуть в трудностях. Став взрослыми мы продолжаем учиться различать над чем стоит потрудиться, прежде чем понять, а что стоит просто отпустить. Но прежде чем это понять, необходимо проявить терпение.

Терпеливое чтение также означает радостное и в какой-то степени одержимое внимание к деталям. Сила чтения увеличивается в огромной пропорции, когда мы закрепляем внимание на героях книги и их рассуждениях в самых мелких, но значимых моментах. Эти моменты являются островами в потоке поэзии или прозы, в них мы оставляем якорь нашего восприятия.

При чтении не нужно спешить к быстрому пониманию смысла или требовать, чтобы автор подал свою точку зрения легко и аппетитно, в соответствии с нашими ожиданиями. Если мы разочарованы тем, что стиль автора достаточно уклончивый и труднопостижимый, если он отказывается просто и ясно передать нам свою главную идею, то нужно вспомнить о том, что в попытках найти смысл книги и заключается то, ради чего мы читаем . Этот навык очень важен и в жизни - ведь далеко не все важные ответы лежат на поверхности.

В самом процессе поиска необходимых ответов и заключается радость. Этот процесс не должен быть мучительным или насильным . Заставлять читать - это всё равно что заставлять есть и это вызывет только обратный процесс у человека в любом возрасте. Поэтому если вы чувствуете, что буквально мучаетесь дочитывая книгу, в надежде в ней начти нечто важное и при этом процесс не доставляет вам никакой радости, то лучше отложить эту книгу и заняться чем-то другим. Существует очень важный урок в том, чтобы научиться различать свое состояние. Иногда необходимо просто проявить терпение и дать книге шанс, даже если она не понравилась вам сразу. И совсем другое дело - настойчиво продолжать читать то, что вызывает явную антипатию. Однако даже в этом случае важно задать себе вопрос - почему эта книга вызывает такие чувства, какие ценности в ней противоречат вашим.

Терпение необходимый навык для развития чтения, которое в более широком смысле является когнитивным навыком и в том числе способствует развитию воображения. При медленном вдумчивом чтении мы прилагаем усилия и тем самым тренируем эти навыки и чем больше мы тренируемся, тем в лучшей форме мы находимся и тем больше прочитанного становится доступным для понимания.

Никогда не пропускайте часть текста в книге только для того, чтобы поскорее приблизиться к её окончанию . Терпеливое и медленное чтение не совместимо с такой стратегией. Задавая себе правильные вопросы, вы сможете обнаружить множество оттенков смысла, вложенных автором и его личным опытом и это делает чтение особенно полезным.

Существует несколько ключевых вопросов , которые можно задать себе во время чтения - "Кто это говорит?", "Каким образом этотгерой себя проявляет?", "Какие образы и повороты фраз привлекают наибольшее внимание и почему"? "Что можно сказать о героях по их словам?" В каждый момент чтения необходимо оставаться активным и держать в голове темы и вопросы, которые возникают по ходу чтения.

Нужно быть готовым к тому, что с первого раза какие-то части книги останутся недоступными. Невозможно охватить всё и сразу, поэтому к книгам можно и нужно возвращаться, перечитывать их раз за разом. и каждый раз они будут открываться с новых, неизведанных ранее сторон.

Читая книгу нужно проявлять такое же терпение, как при общении с новым человеком. Золотым правилом общения является умение слушать . Прежде чем делать суждения о книге, необходимо дать ей шанс быть услышанной. Она всегда напрямую обращается к тому, кто держит её в руках и каждый раз ей есть что вам сказать. Чем больше внимания вы вкладываете в книгу, тем большую отдачу получаете. С книгой можно соглашаться и спорить. В какой-то момент книга может заставить вас пересмотреть свои взгляды на себя, на окружающий мир, также как это делает беседа с добрым другом. Но прежде чем что-либо отвечать - необходимо проявить терпение и сначала выслушать книгу.

Оставайтесь с нами. Мы продолжим говорить о правилах медленного чтения ровно через неделю.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ.

По данным исследования почти 30% младших школьников характеризуется медленным темпом чтения. Этот недостаток снижает эффективность учебной деятельности в целом. Для эффективного преодоления этого недостатка учителю прежде всего необходимо хорошо понимать, что медленный темп чтения может быть обусловлен разного рода психологическими причинами. Оказать ученику действенную помощь учитель сможет только тогда, когда в каждом конкретном случае сумеет найти и устранить причину, затрудняющую процесс чтения. Эта задача психодиагностического характера, стоящая перед учителем, непростая, так как психологических причин медленного темпа чтения у школьников достаточно много.

Медленное чтение проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми более или менее длительными паузами, побуквенным или слоговым чтением, неправильным называнием букв и прочитыванием слов и др.

Укажем на 3 группы таких причин. Первая – связана с недостатками в развитии познавательных процессов учащихся. Так, медленный темп при чтении может быть обусловлен затруднениями в осуществлении мыслительной операции синтеза звуко - буквенных элементов (отдельных звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложение); несформированностью прочных ассоциативных связей между буквами (одной или несколькими) и соответствующими им звуками; недостаточностью зрительного анализа, приводящего к неразличению букв, сходных по начертанию, или слов, отличающихся одной или несколькими буквами, что обусловливает трудности при их дифференцировании; малым объёмом восприятия у ученика: он не может «схватить» целиком читаемое слово, особенно длинное, а также мысленным взором «забежать» вперёд прочитываемого в данный момент слова, подготавливаясь таким образом к последующей артикуляции. Вторая группа причин связана с недостатками в развитии психомоторной сферы учащихся, в частности проявляющихся в затруднениях в артикуляции, влияющих на темпоритмические характеристики громкого чтения. По этой причине при чтении буквы, близкие по артикуляционным признакам, « смешиваются» , что приводит к непониманию. Затруднённая артикуляция, препятствующая формированию слухоречедвигательного взаимодействия, отрицательно сказывается на скоростных характеристиках навыка чтения.

Третья группа связана с природной медлительностью ученика, отражающей инертность (малоподвижность) его нервных процессов. Помимо указанных причин затруднения при чтении могут быть вызваны и другими, порой весьма неожиданными обстоятельствами.Нам встретились 2 ученика начальных классов, низкая скорость чтения у одного из которых была связана с трудностями в прочитывании печатного текста, в то время как текст, написанный письменными буквами, прочитывался им достаточно быстро и легко. У другого ученика это было связано, с наследственными особенностями функциональной организации мозга, а именно с высоким уровнем развития правого полушария, в результате чего в процессе чтения ученик ярко представлял себе читаемое в зрительных образах, мысленно «рисовал» его содержание. И хотя сам по себе двигательный навык чтения у него был достаточно хорошо сформирован, попытка немного увеличить скорость чтения приводила к затруднениям процесса «рисования» и, следовательно, к ухудшению понимания прочитанного.

Как видим, существует целый ряд психологических причин, отрицательно влияющих на скоростные характеристики двигательного навыка чтения. Приведу некоторые коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обусловливающих медленный темп чтения.

Задания на синтез звуко – буквенных элементов.

« СЛОЖИ СЛОВА». Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая- на другой (например: пе-тух, сапо-ги, тет-радь). Слева кладут карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец, иногда просят подобрать похожие по написанию слова (например, моло-ко, моло-ток, моло-дец, по-года, по-беда, по-суда).

«СИНТЕЗ звуковых элементов». Ученику произносят отдельные звуки (с), (а) и предлагают сказать, какой слог получился. Материалом ля заданий являются прямые слоги (СА, ну), обратные слоги (ап, ом), закрытые слоги (сас, лам), слоги с стечением согласных (ста, сто). В более сложном варианте произносятся отдельные звуки, например (с), (у), (м), (к), (а), и нужно сказать, какое слово получилось.

«Упреждающий синтез». Прогнозирование слова на основе восприятия его отдельных элементов: ученик должен определить недостающий слог в слове.

«Словесные горки». Ученику предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, то есть каждое нижнее слово длиннее верхнего на одну букву. Самое верхнее слово состоит из двух букв, а самое последнее – из 15-16. Чем ниже ученик будет спускаться, тем труднее ему будет читать. Сумеет ли он добраться до самого последнего слова?

«Чтение пунктирно начитанных слов». Детям выдаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых из частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность прочтения. Задание ученику: «Слова разрушились, но их надо прочитать». Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.

Задания на упрочение ассоциативных связей между буквой и звуком.

« Поиск заданной буквы». Ученик должен в течение 30 с. найти в тексте заданную букву. Отыскав, он её подчёркивает или обводит кружком. Ошибки ученика (пропуск буквы, подчёркивание другой буквы) анализируется. Затем даётся аналогичное задание на отыскание другой буквы.

«Мягкие буквы». Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).

Задания на развитие зрительного анализа.

«Найди слова». Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, машина – малина, Маша – Миша, Тоня – Толя, стойка - стайка и др.

«Прочитай быстро» (для развития целостности и дифференцированности восприятия). Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами: близкий – ближний, дедушка – девушка, редкий –резкий, пуховой – пушной, соседний – соседский.

Задания на увеличение объёма восприятия.

«Чтение строчек с прикрытой верхней половиной». Чистый лист накладывается на текст так. Чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, так как формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

«Словесные столбики». Учитель быстро открывает и закрывает слова, состоящие из 4 букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученик не научится читать слова, состоящие из 10 букв. Примеры слов: отец, поле (4); город, адрес (5); ворона, сирень (6), ботинки, корзина (7), карандаш, волейбол (8); смородина, крохотный (9); скворечник, количество (10).

«Мгновенное восприятие слов и словосочетаний». Для расширения «поля чтения» ученик должен мгновенно охватить глазами столько слов. Сколько сможет за одно восприятие, и произнести их, не глядя в текст.

Задания для улучшения артикуляции.

«Произнеси быстро». Даётся предложение или строфа стихотворения и просят 10 раз подряд произнести её вслух – без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень чётко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования. «Произнеси гласные звуки». Ученикам нужно произнести гласные звуки, например (и – э), (и – о), (Э –о), (э –у), (э –и), в различных темпах, повышая и понижая голос.

«Отчётливо произнесём». Дети должны отчётливо произнести согласные, которые часто слабо дифференцируются (ш – с), (ж – с), (р – л), (с – З), и пары слов, различающиеся одним звуком (мыс – мышь, нож - - нос, жарко – жалко).

Эти коррекционно-развивающие упражнения рекомендуется проводить со всеми медленно читающими учениками. Однако особого внимания и тщательной отработки требуют те задания, которые учениками выполняются с затруднениями.


Начиная с октября прошлого года в непосредственной близости от Кремля, в здании по адресу Моховая, 11, где располагается Институт Стран Азии и Африки, время от времени происходит нечто странное. Поздним вечером, несмотря на непогоду, выходные или праздничные дни, здесь собираются люди, зачастую даже не знакомые друг с другом, и вместе читают избранные тексты из Танаха или Талмуда. Медленно, по словам. Порой даже по буквам – сличая русский перевод с оригиналом и выявляя его, перевода, неточности и огрехи. Мини-циклы в формате «study group», организованные проектом «Эшколот» при поддержке фонда AVI CHAI, проходили в ИСАА уже пять раз и были посвящены «Дорожным рассказам» из Талмуда, Книге Ионы, Экклезиасту, Книге Эстер и Песни Песней. Слушатели (они же читатели) при содействии приглашенных экспертов - филологов, историков, религиоведов и философов - как будто заново прочитывали классические еврейские тексты, задаваясь вопросами, возникающими при таком углубленном чтении, и вместе искали на них ответы. О формате «study group» и методе «медленного чтения» рассказал корреспонденту «Букника» программный директор «Эшколот» Семен Парижский – филолог, преподаватель и специалист по ивриту и средневековой еврейской литературе.

Максим Эйдис: Откуда появилось название метода «медленное чтение»?

Семен Парижский: «Close reading» – стандартный термин из западноевропейской литературной критики, означающий внимательное, вдумчивое чтение классической литературы. Изучение шаг за шагом, анализ значения каждого образа, каждого слова. Мы придали этому термину новый оттенок, назвав его по-русски «медленное чтение» и поставив в контекст «slow food vs. fast food». «Медленное чтение» - отчасти антимодернистский жест: люди сегодня читают слишком быстро, утрачивая из-за этого «вкус» чтения. Наконец, наш метод апеллирует к древней еврейской практике мидраша, основанной на том, что с самыми важными вопросами мы обращаемся к базовым текстам и пытаемся добиться от них ответа. Для этого у евреев 2000 лет назад возникла особая техника чтения-допроса сакральных текстов - мидраш – и соответствующий институт: бейт-мидраш. Вот мы и хотим объединить в формате study group все три этих контекста: европейская литературная теория, антимодернистское «медленное чтение» и бейт-мидраш.

М.Э.: Для толкования, раскрытия смысла сакральных текстов в study group используется не только информация из других еврейских текстов, но результаты научных (например, археологических) исследований. Насколько это правомерно? Ведь Танах существовал внутри закрытой еврейской текстуальной культуры и не предполагал, наверное, дополнительных научных изысканий?

С.П.: Нет, уже в Средние века классические еврейские комментаторы (Раши, ибн Эзра и прочие) использовали филологические, исторические и другие научные методы. Танах – междисциплинарное явление, его нельзя рассматривать в рамках только одной дисциплины. И кроме того, современному читателю необходимо восстановление контекста, который для древнего читателя был попросту очевидным.

М.Э.: Кстати, о контексте. Какие-то фрагменты Книги Ионы, как я слышал во время study group, сегодня трактуются исследователями как ироничные или пародийные. Но ведь то, что кажется нам ироничным сейчас, совершенно не обязательно было таковым на момент создания книги. Или, например, в study group утверждалось, на основании 4 Цар 14:25, что Иона был не просто пророком, а «пророком-профессионалом» – человеком, который зарабатывал пророчествами на жизнь. Но ведь героем Книги Ионы мог быть какой-то другой Иона, разве нет? То есть здесь можно строить лишь теории, ничего не утверждая с точностью?

С.П.: Утверждать, что Иона в 4-й книге Царств и главный герой Книги Ионы разные люди, – умножение сущностей без надобности. Но, возможно, автор Книги Ионы (которая была написана позже 4-й книги Царств) сделал своим героем уже известного из истории пророка. Что же касается иронии и пародии, то они рассматриваются нами не исходя из современных представлений, а через анализ огромного массива пророческой литературы, жанрового анализа и сравнения. Хотя те эксперты, которые называли Книгу Ионы пародией, и не утверждали этого аподиктически. Скорее, поэтически.

М.Э.: И все же многие предположения, которые я услышал в study group, могут показаться надуманными. Может быть, под ними есть большой исследовательский базис, но в формате study group, видимо, нет возможности доказательно его раскрыть. Какой тогда смысл именно в таком формате? Можно же просто организовать цикл лекций, где рассказать собравшимся о неизвестном им контексте той или иной книги?

С.П.: При «медленном чтении» работает несколько иной доказательный механизм: он связан с убедительностью того или иного прочтения. Убедительность, как и в случае с риторикой, здесь связана с групповой динамикой и основана на формировании консенсуса и конвенций в конкретной группе читателей. Аргументация связана не столько с внешним научным дискурсом, сколько с аргументами в пользу того или иного толкования самого текста. И не стоит забывать, что close reading – чтение в группе, но с экспертом, который имеет определенные достижения в своей научной области.

М.Э.: Тогда почему эксперту просто не прочесть лекцию? Потому что это будет не так интересно?

С.П.: Потому что то, о чем говорит эксперт, должно ложиться в прочтение текста. Во время «медленного чтения» не текст иллюстрирует те или иные тезисы (как на лекции), а наоборот: логика разворачивания дискурса связана с процессом чтения текста.

М.Э.: Но ведь экспертов, наверное, много. Как я понял, идея о том, что Книга Ионы пародийна, отнюдь не признана всеми библеистами.

С.П.: Читатели могут сами решить, насколько убедительно такое толкование. Наша задача – дать максимально объемное и многослойное прочтение, чтобы оставить место для работы самого читателя. Ну и дать ему инструменты для дальнейшего погружения в текст: библиография, подходы и т.п. Еще мы следуем определенной диалектике части и целого, поэтому чередуем чтение по частям с концептуальными лекциями о книге в целом. Это известный герменевтический круг, когда часть можно понять только в контексте целого, но целое складывается только из частей.

М.Э.: На чем основан выбор той или иной книги для «медленного чтения»? Можно ли надеяться, что когда-нибудь в Москве пройдут study groups, на которых слушатели будут «медленно читать» Танах с самого начала?

С.П.: Мы выбираем книги, исходя из нескольких критериев.

Во-первых, тексты должны быть небольшими, чтобы их можно было прочитать целиком за обозримое время. Мы начали экспериментировать с переходом от разовых мероприятий к более регулярным занятиям, но такой переход может быть только постепенным. Мы не можем сейчас быть уверены, что люди станут ходить на study groups в течение, например, года, поэтому в текущем сезоне study groups состоят пока только из четырех занятий. В дальнейшем, возможно, мы увеличим длительность мини-циклов.

Во-вторых, для нас играет роль степень «классичности» книги. Мы стараемся выбирать книги, оказавшие определенное влияние на европейскую культуру, - Книга Ионы, Песнь песней, Экклезиаст. В Танахе есть маленькие книги, которые почти никто из людей, выросших в европейской культуре, не знает и не читает. Они для нас не приоритет.

В-третьих, как я уже говорил, «медленное чтение» невозможно в отсутствие экспертов. Поэтому при выборе книги мы руководствуемся и их наличием в пределах досягаемости. Что же касается вашего второго вопроса, то целиком Танах читать бессмысленно. Это же не книга, а библиотека.

М.Э.: И все-таки, что такое study group по сути - филология, история, религиоведение? Поможет ли знание того, внутри какой именно рыбы сидел Иона и каким образом персидский царь мог избавиться от неугодной жены, постижению глубинного смысла книги?

С.П.: Study group - междисциплинарный формат: это чтение классических книг через призму филологии, истории, этнографии, антропологии, религиоведения. Речь идет скорее не о постижении глубинного смысла книги, а о начале пути, о разведке, об овладении навыками и приобретении вкуса. То есть человек как бы ставит изучаемую книгу в раздел «прочитанное» на своей виртуальной книжной полке, и если ему захочется покопаться в этой книге еще – он будет знать, с какой стороны к ней подойти.

М.Э.: Метод close reading применялся в Западной Европе для светских текстов, в Москве же его применяют к текстам сакральным. Это первый такой эксперимент в наше время, или подобное сейчас делает кто-то еще в других странах - в Израиле, например?

С.П.: Библеистика в XX веке, особенно во второй его половине, уже вовсю использовала новейшие достижения литературной критики и теории (структурализм, гендерный анализ, http://en.wikipedia.org/wiki/Reader-response_criticism reader-response criticism и т.п.) Однако можно сказать, что да, таким методом книги Танаха читаются впервые на мини-циклах проекта «Эшколот». Во всяком случае, мы искали аналогичные случаи в российской практике, но не нашли.

И другие способы чтения:

Loading...Loading...