Обзор игры Velvet Assassin. Рецензия Velvet Assassin Как все начиналось

Как важно быть серьезным
Любая игра в той или иной мере условна. Мастерство геймдизайнера, собственно, и состоит в том, чтобы стереть грань между реальностью и схематичностью, погрузив геймера в совершенно незнакомый, но интуитивно понятный мир.

Паспорт

Жанр stealth action

Разработчик Replay Studios

Издатель SouthPeak Interactive

Издатель в СНГ «Новый Диск»

Возраст 18+

О разработчике

Replay Studios Студия Replay Studios была основана в 2002 году в Гамбурге группой амбициозных геймеров, которые хотели делать игры для платформ следующего поколения. Пока на данном поприще особых успехов коллектив не достиг.

Оценка

Идея Stealth action в сеттинге Второй мировой

Графика Симпатичная, приятное освещение

Звук Классная озвучка и традиционные пафосные мелодии

Игра Чересчур серьезная и неуместно сложная

Итог 3/5

Pазработчики Velvet Assassin здорово постарались ради создания красивого и немного странного виртуального пространства, представляющего собой что-то вроде шпионских шахмат. Правда, в отличие от великой настольной игры, путь к победе здесь единственный и определен заранее.

В основу Velvet Assassin положена история жизни Виолетты Жабо (Violette Szabo), храброй женщины, участвовавшей в движении Сопротивления во время Второй мировой войны. Прежде чем попасть в плен и погибнуть, она проводила диверсионные операции, изо всех сил стараясь насолить нацистам (во многом это удалось). Воплощением Жабо в игре стала героиня по имени Виолетта Саммер (Violette Summer), которая заново переживает ключевые моменты биографии отважной дамы, предоставляя нам шанс окунуться в страшный и несколько сюрреалистичный мир шпионов Второй мировой.

Все начинается с того, что мы видим обессиленную Виолетту лежащей на больничной койке. Дальнейшая история - череда ее воспоминаний, реальных событий вперемешку с горячечным бредом. Такой сценарный ход нельзя назвать особенно оригинальным, но студию стоит похвалить за то, как грамотно она связала сюжет и геймплей.

Velvet Assassin максимально серьезна - в какой еще игре вы найдете прогулки по гетто и посиделки у костров, сложенных из человеческих останков? Разработчики наполнили приключения множеством важных мелочей. Ничего не подозревающие нацисты ведут беседы, в которых часто всплывает ценная информация (как в Thief: Deadly Shadows, например). В укромных уголках можно обнаружить личные письма, в них противники высказывают свое отношение к конфликту - так раскрываются светлые и темные стороны их личностей. А самой Виолетте часто приходится выполнять задания, прямо противоречащие нормам общечеловеческой морали. Все эти детали помогают создать виртуальный мир, который действительно живет своей страшной военной жизнью.

Миссии в игре достаточно разнообразны: вам предстоит взрывать подводные лодки, искать шпионов и запихивать им в рот капсулу с цианидом, убивать похотливых немецких генералов и т. д. Локации хотя и не сияют фирменным лоском ААА-проектов, но определенно не лишены шарма. Несовершенство графики компенсируется умелой работой с освещением - не забывайте, мы ведь находимся во сне героини, поэтому дизайнеры могли себе позволить внести в визуальный ряд элементы сюрреализма. В итоге Velvet Assassin напоминает волшебную смесь из игр Silent Hill и серии Thief только без акцентов на вездесущие туман и тьму.

Теоретически геймплей тоже достоин дифирамбов. Виолетта осторожно крадется в тени, обходя вражеские патрули, и неожиданно атакует (в такие моменты вам показывают героиню, яростно убивающую жертву при помощи холодного оружия). Шпионка не гнушается и грязных методов борьбы: разрешено тихо подойти к врагу, вытянуть чеку из висящей на его поясе гранаты и полюбоваться, как несчастный подорвется вместе с товарищами. Еще мадам Саммер может включить рубильник электрического щитка, когда разговорчивые немцы стоят в луже, в которой неосмотрительно мокнут оголенные провода. В конце концов, Виолетта переодевается в нацистскую униформу (правда, не стоит слишком близко подходить к противникам, иначе вас вычислят). Не забудьте о бочках с горючими или токсичными веществами, они позволят в считаные секунды разобраться с небольшим отрядом.

Звучит интересно, но на практике все куда прозаичнее. Само по себе множество способов расправы с врагами отнюдь не означает наличия свободы выбора. Velvet Assassin - линейная и при этом совершенно недружелюбная игра. Любая ошибка здесь карается смертью. И в бронежилете наша героиня умирает от пары-тройки выстрелов. Кстати, ко всему прочему, укрыться от врага очень тяжело. Даже если Виолетта прячется в полной темноте, это не гарантирует ее безопасности - проходящий неподалеку фашист может разглядеть притаившуюся в тени красавицу. А помимо острого зрения противники наделены еще и удивительно чутким слухом. Стоит ей пробежаться, случайно наступить на стекло или попытаться подкрасться к охраннику в сапогах на высоком каблуке, как отважную шпионку обнаружат и убьют. В игре отсутствует система, позволяющая определить, куда смотрят противники, нет и «радара», показывающего, где находятся патрульные. Velvet Assassin заставляет смириться с тем, что жизнь диверсанта коротка.

Боевая составляющая не менее дружелюбна. Оружия мало (несколько пистолетов, винтовка, автомат и дробовик), и оно выполняет скорее роль бонуса, позволяющего быстро устранить злодея в критический момент. А еще им исключительно неудобно пользоваться. Прицелиться толком не получается, патронов при этом постоянно не хватает. Попробуйте в таких условиях выбраться из взрывающегося бункера, попутно отстреливаясь от десятка вооруженных солдат…

Вероятно, разработчики сами увидели допущенные оплошности и решили исправить их с помощью… bullet time. Замедление времени активируется введением дозы морфия - ограниченные запасы препарата услужливо разбросаны по уровням. Увы, этот метод оказался неэффективным. Упомянутые недостатки вкупе с малочисленностью чекпоинтов заставят вас снова и снова перепроходить значительные куски уровней. Лет эдак пять тому назад на это еще можно было закрыть глаза, но сегодня вряд ли кому-то захочется тратить время на монотонную череду проб и ошибок.

Итог неутешителен. Если по атмосфере Velvet Assassin вполне сравнима с Thief: Deadly Shadows, а по серьезности сюжета - с Brothers in Arms: Hell’s Highway, то в плане геймплея проект не выдерживает никакой критики. Не спасает ситуацию и наличие ролевых элементов (за найденные секреты вам дают очки, позволяющие улучшать некоторые характеристики Виолетты) и аутентичная озвучка. Получается парадоксальная ситуация: игра интересная, но играть в нее невозможно. Боимся, что исправить здесь уже ничего не получится. Проект никогда не сможет стать в один ряд с Metal Gear Solid или Splinter Cell. Слишком уж беспощадной оказывается местная виртуальная реальность, насквозь пронизанная условностями.

Интервью с Ингой Миттендорф (Inga Mittendorf), PR-менеджером Replay Studios

Gameplay Тематика Второй мировой, похоже, давно всем надоела. Почему вы рискнули выбрать для своей игры именно ее?

Инга Миттендорф Миттендорф Нам кажется, что подобное отношение возникло из-за того, что все использующие этот исторический период игры слишком уж похожи друг на друга. Ну а мы попытались предложить в Velvet Assassin нечто иное. Здесь геймера не отправляют (в который раз) на фронт, а пытаются продемонстрировать иные, более интересные подробности конфликта. Причем делаем мы это так, как до нас еще никому не удавалось.

Gameplay Чем объясняется выбор протагониста? Вы считаете, что эффектная женщина в главной роли поможет продажам игры?

Инга Миттендорф Миттендорф Прежде всего, мы искали героя, подходящего для stealth action и (учитывая особенности проекта) имеющего реальную интересную биографию. Виолетта Жабо прекрасно соответствовала этим критериям. Ее виртуальное альтер эго - Виолетта Саммер - гораздо лучше вписывалась в шпионский жанр, чем протагонист-мужчина.
И конечно, вы абсолютно правы, упомянув коммерческую составляющую. Привлекательный женский персонаж помогает сделать игру более успешной. Принцип «красота продает» справедлив для всех типов медиа. Безусловно, одной красоты явно недостаточно. Персонаж должен быть многогранным.

Gameplay Мы встречаемся с Виолеттой уже в самом конце ее длинного путешествия. Чем объясняется выбор способа подачи сюжета?

Инга Миттендорф Миттендорф Действительно, вы проходите игру в ретроспективе. Такой ракурс предоставил нам возможность рассмотреть сюжет с трех разных сторон: из настоящего, прошлого, а также из некоей вымышленной реальности. Благодаря этому в сухом историческом контексте появилось гораздо больше художественных элементов.
Gameplay Вы общались с консультантами-историками, работая над этим продуктом? Насколько достоверен сюжет?

Инга Миттендорф Миттендорф Да, мы обращались к специалистам, хотя задача до мелочей воспроизвести исторический антураж не стояла. Просто хотели сделать декорации достаточно убедительными. Например, при создании предметов и локаций использовались старые фотографии, карты, снимки с воздуха. Что до сюжета… Можно сказать, что он основан на реальных событиях.

Gameplay В игре все солдаты говорят на немецком, а перевод дается субтитрами. Почему не стали записывать английскую дорожку? Вы хотели поддержать немецких актеров в тяжелое время экономического кризиса?

Инга Миттендорф Миттендорф Занятная теория (смеется). Вообще-то решение было принято задолго до того, как начался кризис. Нам понравилась идея сохранения аутентичности. Таким образом мы усилили атмосферность проекта.

Gameplay Игра, откровенно говоря, получилась достаточно сложной. Почему вы придерживались хардкорной формулы «убей или будь убитым»? Ведь современные развлечения в большинстве своем становятся все легче.

Инга Миттендорф Миттендорф Мы сознательно трудились над созданием настоящего stealth action - линейного, бескомпромиссного, с совсем незначительным акцентом на action. Было принято решение не упрощать геймплей, поэтому героиню так легко убить, а на уровнях так мало оружия и воспользоваться им можно только в экстренных случаях.

Gameplay Нам показалось, что на Velvet Assassin сильно повлияла известная серия Commandos - в игровой механике прослеживается определенное сходство. Мы не ошиблись?

Инга Миттендорф Миттендорф Нет. Действительно, Commandos впечатлила своим невероятным вниманием к деталям. Но мы отнюдь не пытались скопировать ее геймплей. У нас есть собственное видение, которое команда и старалась воплотить.

Gameplay Что вы думаете о своем конкуренте - проекте The Saboteur от тандема ЕА/Pandemic Studios?

Инга Миттендорф Миттендорф Судя по доступным данным, The Saboteur отличается от Velvet Assassin. Поэтому мы не рассматриваем проект Pandemic Studios как своего непосредственного конкурента.

Всякий долгострой, который так трепетно ждёт рядовой геймер, при попадании на полки магазинов моментально притягивает к себе: всем хочется узнать, справились ли разработчики с изначально поставленной задачей, добились ли всех целей, которые ставили перед собой, совпадают ли первые опубликованные скриншоты с реально выпущенной игрой. «Бархатный убийца» – именно тот долгострой, который ждали, надеялись, верили.

От « Sabotage 1943» до «Velvet Assassin»

Изначально проект был назван Sabotage 1943. Однако, вскоре после первых анонсов, компании Gamecock Media Group и Replay Studios сообщили о смене названия проекта на Velvet Assassin . Смена вывески была продиктована желанием избежать путаницы с проектом Saboteur от Pandemic и Electronic Arts .

После первых новостей об игре было известно, что ее действие развернется во время Второй Мировой войны, а прообразом главного героя (а если быть точнее — героини), стала сотрудница британского разведывательно-диверсионного управления Виолетта Жабо, которая была казнена в концлагере Равенсбрюк 5 февраля 1945 года. В итоге, имя героини сменили на Виолетту Саммер и, помимо всего прочего, её оставили в живых. Сама же концепция игры по ходу разработки не претерпела больше каких-либо важных изменений.

Смерть в женском обличии: красивая и... быстрая

После вступительного ролика, в котором нас кратко посвящают в историю этой поистине потрясающей женщины, мы приступаем к первым миссиям. Но, для начала, хотелось бы остановиться именно на самом главном персонаже игры. Ведь именно вокруг нее и ее истории и разворачиваются все последующие действия.

Отдельную благодарность хочется высказать нашим локализаторам в России — игра прекрасно переведена и озвучена. Голос героини мягкий, вкрадчивый и спокойный. Когда слушаешь её диалоги, возникает ощущение, что перед тобой не виртуальный персонаж, а вполне реальный человек. Так, глядишь, можно и влюбиться… Правда, в заставке главного меню в игре, рядом с ней лежит на кровати шприц с морфием — деталь, скажем прямо, не располагающая к себе. Однако, нужно отметить, что по ходу игры этот вид оружия нам очень пригодится.

Шаги по лезвию бритвы

Velvet Assassin не пройти нахрапом и напором даже на стандартном уровне сложности (а всего их два). Любая мелочь, например, в виде разбитого стекла, может испортить минуты ожидания и стоить персонажу жизни. Благо, подсказки никто не отменял, а по ходу пьесы уже начинаешь не просто продумывать и просчитывать каждое действие. Возникает ощущение, что сам становишься опытным диверсантом!

В опытных руках и нож может стать намного опаснее автомата с полным магазином патронов. Но, стоит хотя бы на секунду вылезти из укрытия раньше, всё - ты труп.

Диалоги противника не просто банальные фразы. Они позволяют понять и предугадать его дальнейшие действия: ты понимаешь, что через какое-то время один из охранников покинет свой пост и можешь смело двигаться к жертве. Да и понятно, что большую часть миссий придётся пройти крадучись, а не бегая.

Впрочем, ходить в тени замков, зданий и деревьев — это еще не вся игра. По ходу игры придётся немало думать. К примеру, чтобы взорвать здание, нужно не просто найти взрывчатку, но попутно найти и противогаз, дабы не отравиться от опасных испарений.

Кроме того, это вам не прямолинейный шутер: тут придётся побродить по заковыристым уровням в поисках верного хода, обыскав не один десяток трупов (при этом не забывая оттаскивать их в какой-нибудь подходящий темный угол, чтобы не заметили оставшиеся враги). А в содержимом карманов, к слову, можно найти немало интересного.

Находя определённые вещи, игрок зарабатывает не только опыт, но и может прокачивать главного героя. Но тут все относительно просто. Всего три варианта: морфий, скрытность, здоровье. Получая звёзды, мы увеличиваем те возможности, которые нас интересуют больше всего.

Про морфий уже упоминалось. Морфий позволяет, как бы находясь в параллельном измерении, ускорить процесс и оставаться на протяжении очень короткого времени незамеченным для противника: потрясающая возможность из арсенала Виолетты — объяснить это достаточно сложно, это нужно видеть.
Ещё одна из особенностей игры — это контрольные точки. Нет быстрого сохранения, нет обычного сохранения — уровень прохождения сохраняется только после определённой точки. Впрочем, сей факт уже давно не отпугивает поклонников качественных игр.

Кино в деталях

Игра сравнима триллеру: сюжетная линия как бы понятна, но предугадать поворот и тем более концовку — очень сложно, что добавляет интриги. А музыкальное сопровождение делает атмосферу ещё более нагнетающей и волнующей.

Графика на высоте — будь то листья на деревьях или тень от пистолета, всё сделано на высшем уровне. Чего стоят одни только моменты stealth убийств: окружающая радужная картинка сменяется на темно-серые тона, и мы видим в замедленном действии агонию и смерть жертвы. Но такой способ уничтожения не самый лёгкий, нужно делать всё чётко и последовательно. Можно поразить жертву и проще: нажали на колёсико мыши и появится прицел. Немного прицелились, выбрали момент – хлопок, и продолжаем идти вперёд, перешагивая через очередной труп. С управлением в игре никаких проблем не возникает. Как принято говорить в таких случаях, оно интуитивно.

Вместо эпилога

Что хочется отметить — игра действительно захватывает. Сочетание качественной графики и впечатляющей музыкального сопровождения. Плюс к этому — отличная локализация «Нового Диска». Продукт вполне достоин высоких оценок. Главный герой, находясь даже в обличии измученной девушки в пижаме — только сильнее притягивает. Вся игра, по сути, построена вокруг этого персонажа, и, надо сказать, разработчики не ошиблись в его выборе. Достойная реализация stealth убийств и заданий делает игру ещё более привлекательной. Несомненно, купившие лицензию игроки, не пожалеют не только потраченные деньги, но и потраченное за игрой время, которое, поверьте, летит достаточно быстро.

  • хорошая графика и музыкальное сопровождение
  • качественная локализация
  • отличная реализация stealth
  • спецэффекты с применением морфия
  • Однообразный AI врага
  • Ограниченная «прокачка» героя

Уже не единожды господа разработчики компьютерных игр предоставляли нам с вами возможность отправлять на тот свет фашистские полчища. Некоторые игры требовали от нас проявить полководческие таланты (здравствуй,“Блицкриг” !), иные - умелое владение военной техникой (не скучай, “Ил-2” !). В большинстве же случаев, главный действующий герой игры обвешивался с ног до головы оружием, как заправский Рэмбо, и отправлялся изливать свой праведный гнев на последователей учения о мировом превосходстве истинных арийцев (Medal of Honor , Call of Duty и все-все-все). Некоторых же игроков более привлекает не процесс беспорядочного отстрела компьютерного противника, а тихие и незаметные способы отправки своих оппонентов, находящихся по ту сторону экрана монитора, к праотцам. Специально для любителей побегать по темным игровым локациям, где можно незаметно применить колюще-режущие оружие на немецких солдатах, студия Replay Studios создала игру Velvet Assassin , которую мы с вами и рассмотрим в этом обзоре.

Шпильки вместо кирзовых сапог

Сразу же хочу заметить, что в отличие от подавляющего большинства игр в жанре stealth/action, главным действующим персонажем в Velvet Assassin будет вовсе не обритый налысо мужик или его волосатый собрат, мерцающий зелеными огоньками от прибора ночного видения. Немецкие разработчики из Replay Studios решили дать нам возможность проявить свои шпионские навыки от лица представительницы прекрасного пола, а именно, дамы по имени Виолетта Саммер. Надо отметить, что воплотить образ этой героини в своей игре, сценаристов вдохновил ее реально существовавший исторический прототип. Им была Виолетта Сабо, подданная британской империи, которая на протяжении Второй мировой войны участвовала в нескольких успешных операция на оккупированной нацистами территории, но была схвачена и казнена 1945 году. Впрочем, даже, несмотря на то, что ваш покорный слуга не имел чести быть знакомым с героически погибшей Виолетта Сабо, у него есть причины, для того чтобы усомниться в достоверности переданного образа. И дело здесь не только в том, что вряд ли реально существовавшая героиня отправила на тот свет такое количество немецких солдат, которое вам предстоит сжить со свету для успешного прохождения игры. Но и в том, что дизайнеры Replay Studios снабдили свою барышню чересчур откровенными формами и нарядами, которые эти самые формы всячески подчеркивают (не думаю, что реальные диверсантки разгуливали во время выполнения своего задания в обтягивающих штанах).

Ну, да бог с ней, этой исторической достоверностью, тем более что мы с вами рассматриваем компьютерную игру, а не научно-познавательную рукопись. Что же касается самого игрового процесса, то, по большому счету, он сводиться к коротким перебежкам от одной спасительной тени до другой (рука Splinter Cell здесь видна невооруженным взглядом). Заниматься вам такой легкой атлетикой предстоит на протяжении 12 миссий, смысл большинства из которых сводиться к выполнению небольших диверсионных заданий в виде умерщвления важной нацисткой шишки или похищения не менее ценных клочков секретной макулатуры. География вашей деятельности довольно широка: оккупированная Франция, варшавское гетто и гамбургские доки - вот лишь некоторые из игровых локаций в которых доведется побывать.

История игры подается в виде обрывков воспоминаний Виолетты, находящийся в госпитале в бессознательном состоянии, что здорово напоминает способ подачи сюжета в Hitman: Contracts . Кстати, Velvet Assassin позаимствовала у Хитмана не только сюжетную схожесть, но и трюки с переодеванием во вражескую одежу. Правда, переоблачаться в нацистские мундиры вы сможете только в специально отведенных для этого местах, да и особой пользы весь этот маскарад не приносит. Все истинные арийцы крайне подозрительны и распознают неладное, стоит вам только подойти к ним на расстояние в несколько метров. Остается одно - подкрадываться незаметно и лишать их драгоценной жизни без шума и пыли.

Бархатный убийца

Для этого, к слову, у вашей героини имеется большое количество способов. Одних только вариантов убийства при помощи своего верного ножа у вас будет более десятка. К тому же, Виолетта способна умертвлять своих недругов и нестандартными способами. В Velvet Assassin вы сможете незаметно выдернуть чеку из гранаты, висящий на поясе у зазевавшегося фрица, превратив того в ходячую бомбу. Или поджечь заранее разлитый бензин, когда незадачливый противник будет стоять в лужи горючего. Не говоря уже о том, что никто не запрещает вам сорвать со своего врага противогаз, дав тому на своей шкуре ощутить все прелести газовой камеры. В принципе, игра позволяет вам применять и огнестрельное оружие, коего в ней довольно много, но игровой баланс быстро отобьет у вас охоту вступать в открытую конфронтацию с вооруженными патрулями. Во-первых, неудобная система прицеливания изо всех сил мешает вам сделать меткий выстрел по врагу с приличного расстояния. Во-вторых, боеприпасы для огнестрельного оружия не разбросаны по всем уровням, как на оружейном складе. Все-таки игры жанра stealth/action не подразумевают возможности совершать массовые расстрелы.

Своеобразной игровой находкой является, так называемый Morphine Mode, в который главная героиня входит, сделав себе инъекцию крайне вредного для человеческого здоровья препарата. В этом состоянии время в игре замедляется, а Виолетта, безо всякой тени смущения, скидывает с себя лишнюю одежду, оставаясь в одной ночной рубашке. Разумеется, что, завидев такое представление, все ваши противники превращаются в каменных истуканов, становясь для вас легкой добычей.

Деревянные дуболомы Урфина Джюса

Впрочем, ваши соперники в игре и без воздействия на них этого режима не отличаются особым умом и сообразительностью. Такое ощущение, что вашими противниками являются не живые люди, а деревянные солдаты Урфина Джюса - так усердно они маршируют взад-вперед по заданному маршруту. К тому же, память у представителей высшей расы в этой игре оставляет желать лучшего. Заметив неладное, ваши враги сразу же поднимают тревогу, но стоит ее немного переждать в укромном месте, как воспоминания сразу же их покидают и они, как ни в чем небывало, продолжают свой победный марш. Роднит немецких солдат с дуболомами не только их блестящий интеллект, но и чисто внешнее сходство. Все они будто созданы из одной и той же пробирки и являются братьями близнецами, до такой степени они друг на друга похожи. Справедливости ради, необходимо отметить, что главная действующая героиня также страдает некоторой формой физической неполноценности. Выражается это в полном неумении Виолетты прыгать. Точнее, прыгать-то она может, но в строго отведенных для этого разработчиками игры местах. Неважно, что вы идете вдоль хилого забора, который вам не дотягивает и до плеча - перепрыгнуть его все равно не под силу.

В пассиве…

Смазывает впечатление от игры и топорная система сохранения, перенятая с игровых консолей. Увековечить свои результаты вы сможете только в специально отведенных для этого местах автосохранения, а вовсе не там, где вы того пожелаете. Если же учесть, что, несмотря на свою природную тупость, ваши противники иногда проявляют сверхъестественное природное чутье, обнаруживая ваше присутствие, стоя спиной на расстоянии нескольких метров от затаившейся в тени диверсантки, то подобный способ сохранения игры заставит вас не раз переигрывать некоторые особо заковыристые участки. Не радует и чрезмерная линейность игры Velvet Assassin . Пройти одно и тоже задание двумя разными способами и вас не будет физической возможности, так как все игровые локации прямые, как линия горизонта в чистом поле. Подобная прямолинейность отбивает желание к повторному прохождению игры, несмотря на разбросанные по уровням артефакты (портсигары, часы и т.д.). В теории, собирая их, вы сможете прокачать некоторые умения вашей героини. На практике же, никакого смысла в такой прокачке нет, так как большой разницы в действия своей подопечной вы попросту не заметите.

Подводя итоги, хочется отметить, что игра Velvet Assassin была бы ничем не примечательным продуктом, если не ее жанровая принадлежность. В последние время, игры stealth/action выходят, ох, как не часто, а почувствовать себя в роли матерого шпиона хочется многим. Исходя из этих обстоятельств, можно вполне искренне порекомендовать Velvet Assassin поклонникам жанра, а что же касается все остальных, то они мало что потеряют, если пройдут мимо стенда, на котором будет красоваться эта игра.

I…want…to…kill…you
When you least expect it
I"ll bash your brains in
When you least expect it
Darling Violetta, «I Want to Kill You»

Агент МИ-6 Виолетта Саммер провела три года в состоянии, именуемом на Западе «development hell». Анонсированная в 2006-м как Saboteur 1943 , игра успела уйти в «заморозку» и снова оттаять, сменила название и дважды — издателя, но при этом почти не мозолила глаза публике. Она прокралась в магазины по-тихому, точно истинный разведчик.

Смерть фашистам

Системные требования

Pentium 4/Athlon XP 3 ГГц

1 Гб памяти

GeForce 6800 GS/Radeon X1600XT

5.5 Гб на винчестере

Рекомендуемые требования

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.5 ГГц

2 Гб памяти

GeForce 7800/Radeon 2600 HD

5.5 Гб на винчестере

Правда, поклонников жанра Виолетта вряд ли удивит — ее арсенал трюков слишком скуден, не чета Сорок Седьмому или смершевцу Строгову. Подкрался, щелкнул мышью, посмотрел короткую стильную сценку, оттащил тело во тьму. Пистолет с глушителем, вовремя рванувшая Красная Бочка™, оголенные кабели в воде, вспыхнувшая лужа бензина да граната без чеки на чужом поясе — вот и весь набор. Разработчики повторяют ситуации с пугающей частотой, заставляя снова ломать распределительные щиты, отнимать ключи у офицеров и методично, словно на автопилоте, душить всех фрицев в округе. Если же под занавес вылазки вы нашли ружье или «люгер» с парой обойм, крепитесь: скоро повалит «мясо».

Забудьте про хитрые задачки и социальный «стелс». Три эпизода, где Саммер переодевается в форму СС (причем строго в уличном туалете или шкафу!) и обходит бдительных фашистов огородами, не прогонят тоску. Что ни миссия, то ворох маленьких локаций, разделенных дверями, да такими, что никакой гад не откроет. Устранили угрозу — шагаем дальше и не оглядываемся. Называть это головоломками грешно; после десятой свернутой шеи чувствуешь себя не находчивым диверсантом, а мясником, ведомым авторской дланью. Вместо того чтобы предложить несколько решений, Velvet Assassin бьет палкой по темечку и ставит крестик на карте.

Незадолго до финала мы проникаем на постоялый двор, где проживает некий штурмбанфюрер. Похожую загородную экскурсию устроил 47-й в Hitman: Contracts . Киллер старательно морщил лысину, размышляя, как бы красивее отправить к праотцам английского лорда: расстрелять, обмотать горло гарроттой, подсыпать яд в молоко или удавить подушкой. У Виолетты выбора нет. Послали на мельницу, вручили снайперскую винтовку и приказали палить по бочке с бензином (стоящей, между прочим, в спальне) — значит, именно так и будет. Поиск иных лазеек — напрасная трата сил и времени, чреватая загрузкой «чекпойнта». Ну-с, кто желает слушать скриптовую болтовню часовых в двадцатый раз?

Лекарство от жизни

Впрочем, несмотря на грубый дизайн, Velvet Assassin помнит о классических правилах и не водит игроков за нос. Тень надежно укрывает от неприятелей, громкий звук шагов или хруст стекла вызывают подозрения, равно как и труп посреди комнаты. Хотя прямое столкновение с противником — еще не конец, если под рукой есть морфий. Укол — и хрупкая девушка в одном исподнем мчится к жертве сквозь бело-желтую пелену.

Безумие? Ничуть. Пока мы прячемся на улицах Парижа, Гамбурга и Варшавы, настоящая Виолетта лежит без сознания во французской больнице. Каждая операция — воспоминание, подчеркнутое приятным английским акцентом. Лекарство притупляет боль, облегчая страдания и героине, и нам. Трофейные побрякушки приносят опыт, наделяющий более крепким здоровьем, быстрой походкой и долгим наркотическим «сло-мо».

В принципе, на фантазии воспаленного мозга легко списать любые грехи: врагов, неспособных подняться по лестнице, чудовищную линейность, схематичный облик персонажей, краски, выжигающие экран… Только два последних уровня, где вялый «стелс» бесповоротно мутирует в уродливый шутер — уже не горячечный бред, а реальность.

Британский полевой агент Виолетта Сабо (Violette Szabo) , чьи подвиги вдохновили Replay Studios на проект, была казнена в лагере Равенсбрюк, не дожив трех месяцев до дня победы. Ее экранному воплощению уготована иная, на редкость нелепая судьба. Интрига, которую подогревали корявые заставки (что за люди беседуют у окна? кто ранил Саммер? чем завершится история?), испускает дух в тупой пострелушке и плюет в лицо роликом. Восемь часов коту под хвост ради дешевого трагизма…

Не приходя в сознание

С другой стороны, есть на свете штуки похуже коматозного, незрелищного боевика. Например, по фильму Уве Болла (Uwe Boll) , созданный в стенах той же студии…

Жанр: stealth action.
Платформы: PC, Xbox 360.
Разработчик: Replay Studios.
Издатель: SouthPeak Interactive.
Издатель в СНГ: Новый Диск.
Похожие игры: серия , серия .
Минимальные системные требования: процессор с частотой 2,0 ГГц; 1 Гб ОЗУ; видеокарта с 256 Мб ОЗУ; 5 Гб свободного места на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,6 ГГц; 2 Гб ОЗУ; видеокарта с 512 Мб ОЗУ; 5 Гб свободного места на жестком диске.

Темная, безлунная ночь обволакивалась абсолютной тишиной. Гробовое безмолвие лишь изредка нарушалось стрекотом цикад, глухим постукивание сапог по бетону да короткими разговорами вполголоса, отчего казалось еще более зловещим. Ганс Шторк - обычный немецкий солдат, невольник фашистского режима - спокойно стоял на посту с сигареткой в зубах и считал звезды, думая о родном Дрездене. Он еще не знал, что его шею от ножа отделяет всего несколько сантиметров…

5 февраля 1945 года. Равенсбрюк, тюремный госпиталь. На одной из коек лежит Виолетта Башелл Жабо - прототип главной героини Виолетты Саммер, секретного агента английской разведывательно-диверсионной группы SOE. Над ней то и дело склоняются зловещие тени, обсуждающие на немецком языке ее скорую смерть, и она с этим ничего не может поделать. Это уже игра. Все, что у нее осталось, это обрывки воспоминаний - прямое доказательство того, что жизнь была отдана не зря. Голоса вновь о чем-то говорят, но уже не о казни, а о неважных делах на фронтах. Да, ее жизнь стоит скорой и неминуемой победы. Еще одна инъекция морфия - туман, бред, голоса, война, смерть.

Такая подача сюжета - когда игрока отправляют не на поле боя, а в мысли и воспоминания главной героини - интересна и свежа. Напустить немного сюрреализма - и от игры уже веет каким-то особенным очарованием. Скажете, что это было в ? Будете правы. Скажете, что это банально и обыденно? Ошибетесь.

Миссия: ночь, тишина, главная героиня перемещается во мраке, прячась за углами. Разнообразие задач, конечно, не поражает, но производит приятное впечатление: заложить бомбу, устранить штабного офицера, «снять» охрану - вариантов достаточно. Но куда большее впечатление производит атмосфера. Все дело в том, что немецкие солдаты в - это не просто компьютерные «болванчики», а практически живые люди: они разговаривают между собой об искусстве, войне и жизни, любуются звездным небом или красотами Парижа. Они настолько живые, что даже как-то обидно их убивать. Убивать цинично, беспощадно, безжалостно, изощренно. Способов отправки врагов в иной мир - около двух десятков, и все они жестоки. Вынырнуть из-за угла и провести ножом по горлу, выстрелить в лужицу керосина, превращая фашиста в факел, незаметно выдернуть чеку из гранаты, висящей на ремне у солдата... Мало? Тогда стреляйте в бочки с тротилом или ядом «Циклон-Б» и наблюдайте, как врагов разрывает на куски или как они падают замертво, надышавшись смертельным газом. Перерезайте сухожилия на ногах фрицев и добивайте их ударом клинка в сердце или электричеством. Иногда стреляйте - когда, к великому своему удовольствию, найдете пару патронов. Но это только немногие из средств достижения цели.

Большей частью Виолетте придется тихо и незаметно перебегать от одного укрытия к другому, стараясь раствориться во мраке. И тут всплывает первый из дискредитирующих фактов: противники никогда не заметят главную героиню в жиденькой тени, даже если будут проходить мимо. А поднятая тревога затихнет буквально через секунды - стоит только отсидеться в надежном укрытии. С переодеванием не намного лучше: если гулять в нацистской форме, нельзя разве что подходить близко к солдатам противника. Вот только прохождение от этого проще не становится. Сохранение на чекпойнтах делает свое черное дело: перспектива постоянно перепроходить локации практически с самого начала угнетает не меньше, чем атмосфера. Здесь же - абсолютная (за исключением двух-трех уровней) линейность прохождения и его некоторая монотонность и однообразие.

Привнести еще несколько кусочков интересности могут и две весьма специфические особенности : морфий и ролевые элементы. Первый редко встречается на уровнях и действует как slo-mo, причем выполнен он очень оригинально: экран обволакивает бледная дымка психоделического тумана, и Виолетта, предстающая в нижнем белье, быстро двигается к очередной жертве. Второе же выглядит как бесполезная добавка: при сборе разбросанных по уровню специальных предметов - статуэток, часов, медальонов - ползет вверх шкала опыта, которая выдает в ваше распоряжение очки развития. Баллы эти можно вложить в одну из трех характеристик - скорость, здоровье и длительность действия морфия. Правда, практической пользы от прокачки никакой.

Но самое сильное, что есть в , это атмосфера. По реалистичности представленной картины настоящей войны не уступает известной серии , только подноготная немного другая. В этом проекте представлен - и очень хорошо представлен - тот случай, когда война не на земле - война в головах. Печально, трагично, драматично и реалистично - атмосфера выше всяких похвал.

Не последнюю роль в этом играет визуальное оснащение игры, а точнее, работа с цветом. Меланхоличная осенняя окраска , иногда сменяющаяся на монохромную дымку морфия, создает цельную и проработанную картину обреченности и безысходности. Здесь же - музыкальное сопровождение: отборный эмбиент очень хорошо усиливает атмосферу. Правда, графическая оболочка не представляет собой ничего выдающегося и имеет свой набор достоинств и недостатков. К первым относятся потрясающая работа с тенями и светом, ладные модели персонажей и отменные шейдерные эффекты. К минусам припишем безобразную анимацию, блеклые текстуры и однообразный дизайн локаций. Возвращаясь к звуковым эффектам, стоит отметить как отличную озвучку в английской версии, так и на удивление отличный перевод в локализации.

Это не мессия поджанра stealth-экшенов, но, тем не менее, игра более чем достойная. Проект на любителя: кто-то будет в восторге, кто-то окажется доволен, а кто-то бросит прохождение вскоре после начала.

Плюсы:
· великолепная атмосфера;
· интересно поданный сюжет;
· «одушевленные» персонажи;
· разнообразие способов устранения врагов;
· занятная реализация «морфия»;
· отменная цветовая гамма;
· атмосферная музыка.

Минусы:
· туповатый AI;
· монотонность игрового процесса;
· линейный сценарий;
· однообразные локации;
· средняя графика.

Оценка: 7.3.

Вывод:

Вряд ли ждет сногсшибательный коммерческий успех. Этому во многом препятствуют значительные минусы игры, а также ее специфичность. Но это не отменяет того факта, что многим людям проект может прийтись по душе.

Loading...Loading...